вторник, 14 февраля 2017 г.

Золотая заколка в волосах Сулахат

Этой сказке 20 лет! 
 Что такое 20 лет для гор, и что такое -20 лет для человеческой любви?

Золотая заколка
в волосах Сулахат

Сказка,
рассказанная Большим Домбаем Малому,
и подслушанная мною



Было это  давным –давно, тогда, когда на Небе были лишь звезды, а на Земле – лишь горы и реки.
- А я уже был? – Спросил Малый Домбай Большого.
- Ты? – Ты уже был.
- А Вы?
- И я был, правда, совсем другим.
Подарило Небо красавице Сулахат золотую заколку. Уж больно та была мила и пригожа. Долго не знала Сулахат, что с ней делать. Но все же решила заколоть ее в волосы. Ведь заколка была не простая, а волшебная. Кто увидит золотую заколку в волосах Сулахат и тут же загадает заветное желание – оно непременно сбудется.

Узнала об этом сестрица Сулахат - Белалакая. Стояла она высоко-превысоко стала она высматривать золотую заколку, уж больно ей хотелось стать еще выше сестрицы и наряднее. Время уплывало рекою, дожди немилостиво поливали Белалакаю, она уж дряхлеть стала, но все не могла усмотреть у сестрицы Сулахат золотую заколку. И начала она говорить сестре в обиде, что нет у нее вовсе никакой золотой заколки. Все это выдумки Неба и Звезд.
- Смотрела бы получше, сестрица Белалакая, - смягчилась Сулахат, - сколько раз видела, сколько раз красовалась в отблеске ее золотых лучей, а не замечала.
- Ой, да и впрямь, - охнула Белалакая и вдруг увидала… золотую заколку в волосах Сулахат.
Смотрела так долго, что забыла загадать желание, смотрела, пока сестрица Сулахат не спрятала золотую заколку в волосах, и ее совсем не стало видно. Но в следующий раз, как только отблеск золота упал на голову Белалакаи, сестрица загадала желание. И тут же стала еще выше. А на ее шею было наброшено белоснежное колье, да не простое – в четыре нити, широкое, кварцевое, граненное.
Так и стоит с тех пор Белалакая выше сестрицы Сулахат, в белом кварцевом колье. А кто краше – пусть Небо рассудит.

Узнал старик Алибек, что у дочери Сулахат есть волшебная золотая заколка. Долго он  искал заколку у дочери, да  не очень старательно - видать не очень-то верил старик. А была у старика Алибека одна заветная мечта. Стар он уже был, голова вся поседела, а хотел он – вновь стать молодым, и чтобы голова была черным-черна.
Пошел старик в гости к дочери. Дай спрошу, дай узнаю, может и  впрямь есть у нее волшебная заколка?
- Доченька Сулахат, говорят, есть у тебя волшебная заколка. Я уж стал слаб зрением, никак усмотреть ее не могу.
Улыбнулась Сулахат:
- А вы посмотрите, отец, повнимательнее, особенно вечером, когда еще играет долина розовым светом.
Вышел отец в полдень, стар стал, чтобы к вечеру забраться повыше, да к дочери поближе. Устал старик, да и Солнце начало садиться, а золотой заколки не видать.
И вдруг видит…вспышка золота в волосах дочери. Огромная овальная заколка отливает золотом, рассыпается желтыми лучами вдоль волос Сулахат и уходит вниз, в долину.
- Вот это чудо, - охнул старик, но желание загадать не забыл.
С тех пор стоит красавец Алибек, стар ли, молод, а голова черным-черна.
Да мало ли кто загадывал желания. Красавец Эрцог пожелал белый халат, длинный до самых пят, ажурный, весь в кружевах.
Молодец Птыш зажадал длинный белоснежный галстук.
- Ну, а Вы, а Вы, видели золотую заколку? Загадывали желание? – не удержался Малый Домбай, доселе скромно молчавший.
- Видел ли я золотую заколку? – Видал, видал…
- И заветное желание загадывали?
-Загадывал.
.- Расскажите, Большой Домбай.

Это было тогда, когда я был молод, строен и красив. И было у меня три брата, такие же сильные молодцы. Узнали мы о волшебной золотой заколке, начали ее высматривать. И вот однажды,  я увидел  - золотое сияние в волосах Сулахат. Появилось большое, отливающее золотом яркое свечение. И я вдруг понял, что это и есть золотая заколка, подаренная Небом красавице Сулахат. И я загадал желание.
- Сбылось? – тихо спросил Малый Домбай.
- Как видишь. Я стал Главным Домбаем. Самым высоким на многие километры. Теперь мне все видать кругом. Уж больно я люблю смотреть вдаль.
- А как же люди? Они знают о золотой заколке?
- Долго Горы скрывали эту тайну от людей, но потом люди узнали. Но желание могут загадать не многие.
- Почему, Главный Домбай?
- Редко кто может увидеть золотую заколку в волосах Сулахат. Все не там ищут. Не понимают, не усматривают. Но увидав, не могут загадать желание.
- Почему, Большой Домбай? Ведь это так просто.
- Просто, говоришь. Ведь нужно лишь одно желание, заветное. Людям трудно желать одного.
- А я?  Я когда-нибудь увижу золотую заколку?
- Ты часто ее видел, но не догадывался. Может быть сегодня. Может быть - поймешь.
Над горами догорал закат. Большое золотое Солнце садилось в волосах Сулахат. Золотое сияние осветило голову Малого Домбая.
- Я понял, я понял! Ведь это и есть золотая заколка в волосах Сулахат. Вот она какая!
Пока Малый Домбай восторгался золотым сиянием, Солнце село за горой.
- Ничего, я завтра, я завтра непременно загадаю желание. Как Вы думаете, Главный Домбай, те люди, которые стоят вот в той палатке на моем ребре, они видели? Они загадали? Что они загадали?
- Кто поймет этих людей…  Все они мечтают о Любви, а загадывают - разное? - покачал головой Главный Домбай.- И вновь идут в горы…
- Чтобы увидеть золотую заколку?
-Нет, чтобы лучше понять себя,- улыбнулся Главный Домбай.




Комментариев нет:

Отправить комментарий